Расчет оборотного капитала

В анализе экономической деятельности компании одним из главных показателей считается оборотный капитал. Эта характеристика говорит о способности предприятия самостоятельно вести текущие производственные процессы. Показатель используется для фундаментального анализа ценных бумаг. Он помогает оценить рентабельность и результативность деятельности компании. Как его правильно рассчитать?

Оборотный капитал: особенности понятия

Под оборотным капиталом понимают собственные деньги компании, которые используются в течение одного производственного периода для того, чтобы получить прибыль. Операционный цикл начинается в момент покупки сырья или товаров, а заканчивается после того, как деньги клиентов поступят на счет компании. Далее следует новый производственный период.

К примеру, 1 марта компания приобрела 300 пар туфель оптом и перепродала их в розницу. Прибыль поступила на счет 15 марта. Следовательно операционный бизнес длился с 1 по 15 марта. После этого компания может купить партию обуви снова, что запустит новый производственный цикл.

Бизнес существует за счет оборотного капитала. С этих средств оплачиваются сырье или товар, коммунальные расходы, зарплата сотрудников, налоги, реклама и другие расходы. Размер оборотного капитала характеризует текущее финансовое положение производства.

Как рассчитать

Любая компания имеет активы и обязательства. Под первым термином понимают то, чем располагает производство. Это могут быть деньги, имущество и др. Обязательства – это та сумма, которую компания должна. К ним относят кредиты, займы, выплату заработной платы, предоплату товара и др.

Оборотный капитал представляет собой разницу между активами компании и ее обязательствами. Формой финансовой отчетности является отчет о финансовом состоянии бизнеса, носящий название баланса. Он состоит из активов и пассивов. Под последними понимаются обязательства бизнеса и его капитал. Баланс сохраняется, если сумма активов равнозначна пассивам.

Расчет оборотного капитала выполняется по показателям бухгалтерского отчета. Для этого используется следующая формула:

ОК=ОА-КО

ОК – оборотный капитал;

ОА – оборотные активы;

КО – краткосрочные обязательства.

Таким образом, оборотный капитал представляет собой разницу между количеством оборотных активов и краткосрочных обязательств.

В балансе активы размещают в порядке возрастания или убывания ликвидности. При этом в пассиве находятся обязательства по срокам их выполнения. Порядок расположения зависит от того, как размещены активы. Так, если активы размещены в порядке возрастания, то сначала показывают долгосрочные обязательства.

Размер оборотного капитала показывает устойчивость бизнеса в каждом производственном цикле. Он дает понятие о том, не может ли возникнуть ситуация, когда компания не сможет исполнить текущие обязательства. В последней ситуации может понадобиться дополнительное привлечение средств.

Если оборотный капитал положительный, то это является признаком краткосрочного финансового благополучия бизнеса. Следовательно, у компании достаточно активов для погашения обязательств и самостоятельного вклада в развитие.

При отрицательном оборотном капитале можно сделать вывод, что активы неэффективно используются. В таком случае в бизнесе может возникнуть кризис ликвидности. Это может привести к тому, что компании понадобится привлекать дополнительные денежные средства, что иногда только усугубляет проблему.

Из чего состоит оборотный капитал

Для оценки эффективности бизнеса необходимо знать не только размер оборотного капитала, но  состав и структуру объема краткосрочных обязательств и активов. Знание показателей дает возможность проводить более глубокий анализ деятельности.

Оборотные активы состоят из:

  • дебиторской задолженности;
  • запасов;
  • краткосрочных финансовых вложений.

Сюда могут включаться и прочие активы.

Краткосрочные обязательства включают такие группы, как:

  • кредиты;
  • финансовые долги;
  • обязательные платежи (оплата аренды, коммунальных услуг и др.).

У компании могут быть и другие краткосрочные обязательства, в том числе выплата заработной платы, пособий и др.

Зачем нужно знать оборотный капитал

Оборотный капитал и связанные с ним показатели необходимо изучить для следующих целей:

  • анализ ликвидности и платежеспособности компании;
  • определение необходимости в дополнительных инвестициях;
  • оценка эффективности управления деятельностью бизнеса.

Для анализа берут соотношение различных элементов оборотного капитала и сравнивают их с другими финансовыми показателями. Полученные результаты сравнивают в динамике. Обычно берут данные за три года. Коэффициенты можно сравнить с показателями конкурентов или среднеотраслевыми значениями.

Анализ позволяет определить потребности в методах управления оборотным капиталом. Среди них:

  • управление наличными средствами, если имеется проблема с ними для обеспечения текущих расходов;
  • контроль над дебиторской задолженностью, когда возникают трудности при расчете с должниками;
  • управление запасами, если имеется их избыток или недостаток;
  • контроль краткосрочного финансирования.

Каждый из этих методов позволяет решить проблемы, выявленные путем анализа финансовых показателей.

Под оборотным капиталом понимают разницу между оборотными активами и краткосрочными обязательствами. Чем выше показатель, тем больше устойчивость бизнеса и его способность самостоятельно финансировать свое развитие. Несмотря на это, для анализа экономического состояния компании, недостаточно только сведений об оборотном капитале. Для оценки финансов используют и другие данные из бухгалтерского отчета. При комплексном использовании они позволяют получить информацию о ликвидности и платежеспособности компании.

Рекомендуем также

Эффективность рекламы

Управление бизнесом

Финансовый анализ

Планирование продаж

Бизнес калькулятор