В анализе экономической деятельности компании одним из главных показателей считается оборотный капитал. Эта характеристика говорит о способности предприятия самостоятельно вести текущие производственные процессы. Показатель используется для фундаментального анализа ценных бумаг. Он помогает оценить рентабельность и результативность деятельности компании. Как его правильно рассчитать?
Оборотный капитал: особенности понятия
Под оборотным капиталом понимают собственные деньги компании, которые используются в течение одного производственного периода для того, чтобы получить прибыль. Операционный цикл начинается в момент покупки сырья или товаров, а заканчивается после того, как деньги клиентов поступят на счет компании. Далее следует новый производственный период.
К примеру, 1 марта компания приобрела 300 пар туфель оптом и перепродала их в розницу. Прибыль поступила на счет 15 марта. Следовательно операционный бизнес длился с 1 по 15 марта. После этого компания может купить партию обуви снова, что запустит новый производственный цикл.
Бизнес существует за счет оборотного капитала. С этих средств оплачиваются сырье или товар, коммунальные расходы, зарплата сотрудников, налоги, реклама и другие расходы. Размер оборотного капитала характеризует текущее финансовое положение производства.
Как рассчитать
Любая компания имеет активы и обязательства. Под первым термином понимают то, чем располагает производство. Это могут быть деньги, имущество и др. Обязательства – это та сумма, которую компания должна. К ним относят кредиты, займы, выплату заработной платы, предоплату товара и др.
Оборотный капитал представляет собой разницу между активами компании и ее обязательствами. Формой финансовой отчетности является отчет о финансовом состоянии бизнеса, носящий название баланса. Он состоит из активов и пассивов. Под последними понимаются обязательства бизнеса и его капитал. Баланс сохраняется, если сумма активов равнозначна пассивам.
Расчет оборотного капитала выполняется по показателям бухгалтерского отчета. Для этого используется следующая формула:
ОК=ОА-КО
ОК – оборотный капитал;
ОА – оборотные активы;
КО – краткосрочные обязательства.
Таким образом, оборотный капитал представляет собой разницу между количеством оборотных активов и краткосрочных обязательств.
В балансе активы размещают в порядке возрастания или убывания ликвидности. При этом в пассиве находятся обязательства по срокам их выполнения. Порядок расположения зависит от того, как размещены активы. Так, если активы размещены в порядке возрастания, то сначала показывают долгосрочные обязательства.
Размер оборотного капитала показывает устойчивость бизнеса в каждом производственном цикле. Он дает понятие о том, не может ли возникнуть ситуация, когда компания не сможет исполнить текущие обязательства. В последней ситуации может понадобиться дополнительное привлечение средств.
Если оборотный капитал положительный, то это является признаком краткосрочного финансового благополучия бизнеса. Следовательно, у компании достаточно активов для погашения обязательств и самостоятельного вклада в развитие.
При отрицательном оборотном капитале можно сделать вывод, что активы неэффективно используются. В таком случае в бизнесе может возникнуть кризис ликвидности. Это может привести к тому, что компании понадобится привлекать дополнительные денежные средства, что иногда только усугубляет проблему.
Из чего состоит оборотный капитал
Для оценки эффективности бизнеса необходимо знать не только размер оборотного капитала, но состав и структуру объема краткосрочных обязательств и активов. Знание показателей дает возможность проводить более глубокий анализ деятельности.
Оборотные активы состоят из:
- дебиторской задолженности;
- запасов;
- краткосрочных финансовых вложений.
Сюда могут включаться и прочие активы.
Краткосрочные обязательства включают такие группы, как:
- кредиты;
- финансовые долги;
- обязательные платежи (оплата аренды, коммунальных услуг и др.).
У компании могут быть и другие краткосрочные обязательства, в том числе выплата заработной платы, пособий и др.
Зачем нужно знать оборотный капитал
Оборотный капитал и связанные с ним показатели необходимо изучить для следующих целей:
- анализ ликвидности и платежеспособности компании;
- определение необходимости в дополнительных инвестициях;
- оценка эффективности управления деятельностью бизнеса.
Для анализа берут соотношение различных элементов оборотного капитала и сравнивают их с другими финансовыми показателями. Полученные результаты сравнивают в динамике. Обычно берут данные за три года. Коэффициенты можно сравнить с показателями конкурентов или среднеотраслевыми значениями.
Анализ позволяет определить потребности в методах управления оборотным капиталом. Среди них:
- управление наличными средствами, если имеется проблема с ними для обеспечения текущих расходов;
- контроль над дебиторской задолженностью, когда возникают трудности при расчете с должниками;
- управление запасами, если имеется их избыток или недостаток;
- контроль краткосрочного финансирования.
Каждый из этих методов позволяет решить проблемы, выявленные путем анализа финансовых показателей.
Под оборотным капиталом понимают разницу между оборотными активами и краткосрочными обязательствами. Чем выше показатель, тем больше устойчивость бизнеса и его способность самостоятельно финансировать свое развитие. Несмотря на это, для анализа экономического состояния компании, недостаточно только сведений об оборотном капитале. Для оценки финансов используют и другие данные из бухгалтерского отчета. При комплексном использовании они позволяют получить информацию о ликвидности и платежеспособности компании.