Предпринимательская деятельность кажется простым занятием: покупаешь товар дешевле, продаешь дороже. На самом деле, для успешного ведения бизнеса нужно учитывать некоторые финансовые показатели. Ключевой из них – маржа.
Что такое маржа
Маржа – это абсолютный показатель, отражающий разницу между ценой продажи продукции и ее полной себестоимостью. Он аналогичен прибыли и показывает, какую сумму получит предприниматель от реализации своих услуг или товаров.
Есть несколько видов маржи, но для оценки перспективности бизнеса важны только три основных:
- чистая – выручка минус все издержки;
- операционная – выручка минус себестоимость товара и сопутствующие расходы;
- валовая – общая выручка минус переменные расходы.
Маржу часто путают с маржинальностью, хотя понятия немного различаются. Первая всегда выражается численно, вторая – в процентах.
Маржинальность дает представление о рентабельности товаров. Высокорентабельная продукция приносит больше прибыли, низкорентабельная – меньше.
По результатам расчетов делаются выводы о том, какую выгоду можно извлечь от продажи той или иной группы товаров.
Как правильно рассчитать маржу группы товаров
Маржа измеряется исключительно в денежных единицах и рассчитывается по формуле:
Маржа (ден. ед.) = Цена продажи (ден. ед.) – Полная себестоимость (ден. ед.)
Абсолютные показатели менее информативны для оценки эффективности бизнеса, поэтому на их основе рассчитывают относительные. В большинстве случаев вычисляют коэффициенты маржи, которые для удобства переводят в проценты, и маржинальность.
Коэффициент маржи чистой прибыли рассчитывается по формуле:
(%) = Чистая прибыль (ден. ед.) / Выручка (объем продаж) (ден. ед.) * 100%
Коэффициент маржи операционной прибыли рассчитывается по формуле:
(%) = Операционная прибыль (ден. ед.) / Выручка (объем продаж) * 100%
Коэффициент маржи валовой прибыли рассчитывается по формуле:
(%) = Валовая прибыль (ден. ед.) / Выручка (объем продаж) (ден. ед.) * 100%
Маржинальность всегда измеряется в процентах и рассчитывается по формуле:
Маржинальность (%) = Маржа (ден. ед.) / Цена продажи (ден. ед.) * 100%
Пример расчета маржи группы товаров
Необходимо вычислить показатели маржи и маржинальности. При этом известно, что компания в сентябре этого года выпустила группу товаров, себестоимость которых составила 40 тысяч рублей. Товары были проданы за 80 тысяч рублей. Рассчитаем маржу:
Маржа = 80000 руб. – 40000 руб. = 40000 руб.
Компания получила прибыль в размере 40000 рублей. Рассчитаем маржинальность:
Маржинальность = 40000 руб. / 80000 руб. * 100% = 50%.
Компания получила 50 копеек прибыли с каждого вырученного рубля.
Предположим, что в следующем месяце компания продала товаров на сумму 86 тысяч рублей по себестоимости 43 тысячи рублей. Рассчитаем маржу:
Маржа = 86000 руб. – 43000 руб. = 43000 руб.
Маржа оказалась на 3 тысячи рублей больше, чем в предыдущем месяце. Но пока рано говорить о том, что компания стала эффективнее работать. Рассчитаем маржинальность:
Маржинальность = 43000 руб. / 86000 руб. * 100% = 50%.
Маржинальность не изменилась, значит, эффективность компании осталась на прежнем уровне.