Определение прибыли любого торгового предприятия происходит по конкретному алгоритму: купить по минимальной цене, а продать по максимальной. Чтобы сформировать цену на услугу или товар, используются такие понятия как маржа и наценка. Многие люди считают, что это одно и то же понятие. Однако наценка применяется в рамках закупочной стоимости, а маржа в целях определения цены, которая будет использоваться для реализации. Именно последний отображает, насколько эффективно работает предприятие.
По какой формуле рассчитывать наценку
Наценкой называют добавку к цене закупки услуги или товара. Она отображает конечный доход компании. Необходима для компенсации затрат на доставку, оплату труда сотрудникам, аренду помещений и получить прибыль. Величина показателя зависит от того, в каком состоянии находится рынок, насколько жесткая присутствует конкуренция, ЦА.
Наценка = цена продажи – цена закупки.
Пример: компания занимается продажей газированной воды. Стоимость одной бутылки составляет 60 рублей, а в магазине она стоит 130 рублей. Разница в 70 рублей и является наценкой товара в абсолютном значении.
Однако компании абсолютный показатель не используют, а применяется процентное соотношение. В завершении данные показатели можно сравнивать. В данном случае используется следующая формула: наценка (в %) = (наценка/цена закупки)*100%.
Если взять прошлый пример, то получится: (70/60 )*100%=117%.
Наценка может встречаться выше 100%. Данный показатель обязательно имеет соотношение с ценой закупки и показывает разницу, насколько была увеличена конечная цена.
Чтобы грамотно рассчитать наценку, нужно учитывать следующее:
- показатель конкурентоспособности: чем больше преимуществ в сравнении с конкурентами, тем больше наценка;
- какое место на рынке занимает компания: чем лояльнее отношение клиентов, тем больше престиж и как следствие наценка;
- какая стратегия развития используется компанией: при наибольших объемах продаж устанавливается более низкая наценка;
- расход за единицу товара: транспортировка, упаковка, хранения;
- наличие ограничений со стороны законодательства.
Правильно выполненные расчеты наценки дают возможность покрывать расходы, которые имеют отношение к закупке.
Как рассчитать маржу
Данный показатель демонстрирует разницу между отпускной стоимостью и закупочной ценой. Расчет маржи осуществляется от конечной цены продукции. В сравнении с наценкой, маржа отображает рентабельность продажи. Именно такую прибыль в первую очередь покупает компания.
В абсолютном значении расчет осуществляется следующим образом: Маржа = цена продажи – цена закупки.
Теперь заново рассмотрим пример с газированной водой. В абсолютном значении никаких отличий от наценки нет: 130 – 60 = 70 рублей.
Но для анализа также используются только относительные показатели: маржа (в %) = (маржа/ цена продажи)*100%.
В результате показатель маржи следующий: (70/130)*100%= 53,8%.
Соответственно, в отпускной цене присутствует 46,7% себестоимости и 53,8% маржи. Получается, что с каждой бутылки компания зарабатывает 53,8 рубля. Получается, что этот показатель отображает, насколько прибыльным является товар и насколько эффективно работает организация.
В отличие от наценки, маржа не может превышать показатель в 100%. Как правило, все расчеты осуществляются на конец отчетного периода (квартала, года).
Важно понимать, чем больше размер наценки, тем выше показатель маржи. Однако последний всегда ниже наценки. Разница заключается в том, что наценка отображает добавочную стоимость, а маржа отображает показатель прибыльности товара.