Вы планируете начать свое дело. Есть ли смысл вкладывать деньги в проект? Есть ли шансы добиться успеха? Каковы перспективы успеха?
Бизнес – всегда риск, поэтому важна аналитика перед тем, как выходить на новый рынок. Необходимо изучить ее размер и определить потенциальную часть, которую планируете получить.
Показатели TAM, SAM и SOM позволяют рассчитать размеры рынка. Они дают представление и понимание, какую долю компания занимает по отношению к конкурентам и к рынку в целом. В статье подробнее остановимся на показателе SOM (Serviceable & Obtainable Market). Разберемся в том, как и зачем его необходимо рассчитывать. Как использовать полученные данные.
Зачем рассчитывать показатель
SOM – доля рынка, которую бизнес может завоевать в долгосрочной или краткосрочной перспективе с учетом конкурентов, стратегии и ресурсов.
SOM показывает реально достижимый объем рынка, который доступен компании с учетом доступных ей ресурсов. Показатель исключает потенциальных клиентов, которые не готовы покупать у компании. Например, вы продаете стильные платья, но у вас нет доставки. Потенциальные клиенты из других городов не имеют возможности приобрести товар. Они исключаются из списков.
SOM позволяет оценить, перспективен ли проект, который планируется реализовать. Понять, а сколько потенциально заработает основатель проекта, реализуя продукт, услугу.
Как рассчитывается показатель
Если вы открываете бизнес с «0», то оценить SOM позволяет проведение конкурентного анализа, оценка их SOM на основе факторов: расходы на рекламу, маркетинговый микс, веб-трафик.
Рассчитать SOM действующим компаниям возможно следующим образом: необходимо разделить прошлогодний доход на SAM за прошлый год. Так вы получите вашу долю рынка.
Для разных компаний показатель будет отличаться. Полученная информация покажет, каков же ваш объем рынка при выбранной стратегии. Если показатель небольшой, то возможно построить хороший бизнес, но только не стоит рассчитывать, что компания в перспективе будет большой и стремительно растущей.